Как выявить леворукость у ребенка

Леворукость, как проявление функциональной асимметрии полушарий мозга, является врождённой особенностью ребёнка. Леворукого ребёнка нельзя рассматривать как отклонение от нормы, неполноценность и необычность. Леворукость следует воспринимать как проявление индивидуальности, и для беспокойства нет причин.
 
Физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными  способностями, неодобрительно относятся к практике переучивания левшей. Стопроцентные правши из них всё равно не получаются, а специализация полушарий может ослабнуть. Переучивание ребёнка − изменение его специфических качеств − влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие, умственные способности, развитие речи: могут возникнуть вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции (нервные тики, энурез, заикание), задержка психического и речевого развития. У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и тудностей формирования навыка письма.
 
Переучивание леворуких детей в образовательных учреждениях запрещено нормативными документами Министерства образования и науки РФ.
 
При письме, чтении, рисовании свет должен падать для леворукого ребёнка с правой стороны. Ориентация парт и столов в классе не позволяет этого сделать, поэтому необходимо посадить ребёнка у окна слева за партой. Там выше освещённость, и леворукий ребёнок не будет мешать соседу по парте, если тот работает правой рукой. Ребёнку следует разрешать писать, как ему удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию, поскольку, как правило, буквы у них получаются хуже, чем у правшей.
 
Определение моторной асимметрии полушарий мозга по руке проводится на основании выявления предпочитаемой в деятельности руки ребёнка. Для определения предпочитаемой руки используется упрощённый вариант системы 9 тестов, разработанной в НИИ физиологии детей и подростков .
 
При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение следующих правил:
 
•        каждое задание предлагается ребёнку в игровой форме;
 
•        не фиксируется внимание ребёнка на том, какой рукой он действует;
 
•        все предметы перед выполнением задания кладутся строго перед ребёнком.
 
 
 
1 тест − рисование. Ребёнку дают бумагу и карандаш и предлагают нарисовать то, что он может. Бумагу и карандаш нужно положить прямо перед ребёнком, а не под одну из рук. После того, как рисунок закончен, взрослый просит ребёнка повторить тот же рисунок другой рукой.
 
Обработка результатов: учитывается, какой рукой ребёнок предпочёл воспользоваться сам, сравнивается качество рисунков.
 
2 тест − открывание спичечной коробочки. Ребёнку предлагают несколько спичечных коробков (в одном находится спичка, другие — пустые) и просят найти в одном из них спичку.
 
Обработка результатов: ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
 
3 тест − строительство колодца из палочек. Ребёнку предлагается из палочек сложить колодец.
 
Обработка результатов: учитывается, какой рукой ребёнок берёт палочки и укладывает их в форме колодца.
 
4 тест − игра в мяч. Небольшой мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч несколько раз.
 
Обработка результатов: учитывается, какой рукой ребёнок бросает мяч.
 
5 тест − вырезание. Ребёнка просят вырезать ножницами по контуру рисунок на открытке.
 
Обработка результатов: учитывается, какой рукой ребёнок вырезает рисунок.
 
6 тест − нанизывание. Ребёнка просят нанизать пуговицы на шнурок.
 
Обработка результатов: ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребёнок держит шнурок.
 

7 тест − выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагают открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками.
 
Обработка результатов: учитывается, какой рукой ребёнок выполняет вращательные движения.
 
8 тест − развязывание узелков. Ребёнку предлагают развязать несколько узелков на шнуре.
 
Обработка результатов: ведущей считается та рука, которая развязывает узелки, другая держит шнур.
 
9 тест − строительство башни из кубиков. Ребёнку предлагают построить башню из кубиков.
 
Обработка результатов: ведущей расценивается та рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.
 
Результаты выполнения задания записываются в протоколе. В протоколе знак «+» ставится в графе, соответствующей предпочитаемой руке.
 
Степень выраженности предпочтения руки определяется по количеству плюсов в каждой графе протокола. При равенстве плюсов в графах «Левая рука», «Правая рука» или большем их количестве в графе «Обе руки» можно сделать вывод о недостаточной сформированности асимметрии, либо амбидекстрии, когда одинаково хорошо сформированы действия обеих рук.
 
Если при обследовании выявляется недостаточность межполушарного взаимодействия, то следует провести с ребёнком специальные занятия по его развитию. Амбидекстров лучше учить писать правой рукой.